Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, связанное с нервно-мышечной недостаточностью, спровоцированное нарушением развития головного мозга. Может появиться у плода в период беременности, в процессе родов или у ребенка до 3 лет. В зависимости от формы ДЦП может проявляться судорожным спазмом мышц и контрактурой, мышечной слабостью или спастическим параличом, а также в виде изменения скелета, нарушения слуха, речи и зрения. При этом ребенок отстает в умственном развитии, испытывает трудности с передвижением и нуждается в постоянном уходе.
Заболевание классифицируют по типам, форме проявления и степени тяжести нарушения мозговой активности.
Основные типы ДЦП:
спастический — сильная скованность движений конечностей с образованием контрактур;
атетоидный — сопровождается неконтролируемой двигательной активностью разных частей тела;
атаксический — связан с глубоким нарушениями функций головного мозга, умственными отклонениями.
Чаще всего диагностируется спастический тип (более 70%), атетоидный встречается реже (20%) и примерно 5 – 10% на все клинические случаев приходится атаксический тип ДЦП.
По форме проявления и области нарушений церебральный паралич можно объединить в несколько групп:
спастическая диплегия — связана с повышенным тонусом мышц ног;
двойная гемиплегия — мышечный спазм в руках;
гиперкинетическая форма — сильное напряжение мышц с непроизвольным подергиванием, невнятная речь;
гемиплегическая форма — односторонний паралич, нарушение психического развития;
атонически-астеническая форма — выраженная слабость мышц, психические отклонения, затруднение речи, отсутствие координации движений.
Принято выделять три стадии детского церебрального паралича: раннюю, начальную хроническую и позднюю резидуальную.
По оценке моторных функций различают несколько уровней состояния детей с ДЦП:
Ребенок может ходит самостоятельно.
Передвигается, но с трудностями.
Ходит с опорой на ходунки, трость.
Ребенок не ходит самостоятельно, но сидит с опорой.
Полное отсутствие двигательной функции, ребенок не способен самостоятельно изменить положение тела.
Первые проявления отклонений могут быть выявлены сразу после рождения или в первые годы жизни, в зависимости от причины развития патологии. ДЦП может развиться, как от нарушения внутриутробного развития, так и от родовой травмы.
В первые годы жизни даже у ранее здорового малыша может появиться ДЦП, как осложнение перенесенной инфекционной болезни. Эффективность лечения зависит от своевременно принятых мер по остановке нарушений и восстановлению мышечной и мозговой активности.
При детском церебральном параличе основной метод лечения — это реабилитация. Комплекс мер направлен на:
стимулирование развития функций, которые протекают с задержкой;
снятие или повышение мышечного тонуса;
разработку мелкой моторики;
силовую тренировку (с целью развития возможности передвигаться без посторонней помощи);
обучение навыкам самообслуживания;
психологическую коррекцию.
Основной залог успеха в адаптации — это ранняя физическая реабилитация детей с ДЦП. Запущенные формы патологии по мере роста ребенка очень трудно поддаются коррекции. Прогноз заболевания более благоприятный, если начать терапию с первого года жизни. Кроме физической реабилитации дети проходят обучение в специализированных группах, где даются уроки самообслуживания, проводится работа по психическому развитию и воспитанию.
Цель тренировок — научить ребенка самостоятельности, по максимуму развить его физические и интеллектуальные возможности. Важно понимать, что реабилитация при ДЦП — долгий процесс. Однако ее обязательно нужно проводить, чтобы улучшить качество жизни ребенка и его самочувствие.
Детский церебральный паралич связан с нарушением работы мозга. Однако симптомы у детей сначала проявляются в нарушении двигательной активности, интеллектуальные отклонения будут заметны позже. Поэтому в ранней реабилитации ДЦП необходимо разрабатывать сначала опорно-двигательный аппарат, а затем — проводить воспитательную работу.
Комплексные восстановительные мероприятия проходят на базе медучреждения профильного типа или в санатории. Главные принципы реабилитации:
коррекция двигательного дефекта — обучение навыкам передвижения, ходьбы, посещения туалета, а также тренировка глотания, жевания;
эмоциональное развитие — стимуляция органов чувств через игры, уроки музыки, рисование;
социальная адаптация — общение с другими детьми;
развитие интеллектуальных способностей через обучение в игровой форме;
психическая мотивационная реабилитация — для более здоровых детей, которые осознают свое положение и эмоционально страдают от него.
Важен мультидисциплинарный подход к лечению и правильная реабилитация детей с ДЦП, поэтому к занятиям нужно приступать как можно раньше.
Диагноз устанавливает врач невролог. Если нарушение произошло в период беременности или родов, неонатолог может провести первую диагностику. В случае более позднего появления симптомов ДЦП, для осмотра необходимо обратиться к педиатру.
В процессе обследования младенцев врач оценивает уровень двигательной активности, состояние рефлексов, возможность держать головку, опираться на руки и ноги. В более старшем возрасте также проводятся тесты для оценки интеллектуальных возможностей ребенка.
Степень поражения нервной и мышечной системы можно определить с помощью ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга. Для оценки развития слуха, речи и зрения проводятся функциональные тесты. На основании результатов врач подбирает методы реабилитации при ДЦП.
Методы реабилитации ДЦП включают несколько видов:
Медикаментозную терапию — инъекции ботулотоксина в напряженные мышцы, прием нейропрепаратов и других вспомогательных средств.
Лечебный массаж — для нормализации тонуса мышц.
Физическую реабилитацию — лечебная гимнастика и упражнения на роботизированных аппаратах для обучения балансу и координации движений, ходьбе.
Физиотерапевтические процедуры — аппаратные методы физиотерапии для воздействия на нервные импульсы и улучшение трофики мышечной ткани.
Ортопедическое лечение — воздействие на контрактуры и расслабление мышц при помощи наложения шин на конечности, специальных укладок для сна, ношение ортопедической обуви.
Трудотерапию — воспитательные и обучающие программы для навыков самообслуживания.
Занятия с логопедом — развитие артикуляции для обучения речи, понимания окружающих, коммуникации с другими людьми.
Музыкальную терапию — необходима для снятия стресса, эмоционального развития, разработки мелкой моторики.
Сенсорную терапию — занятия для улучшения чувствительности пораженных частей тела.
Оккупационную терапию — обучение детей самостоятельно одеваться, проводить туалет, использовать разные бытовые приборы.
Психологическую помощь — занятия с психотерапевтом для улучшения психоэмоционального фона, мотивации к лечению, поднятия собственной самооценки.
Методы психической, эмоциональной и воспитательной реабилитации одинаково эффективны в любом возрасте. Однако физические занятия проводятся с учетом степени поражения мышечной ткани, фактического состояния.
Физическая реабилитация детей с церебральными параличами проводится поэтапно, в зависимости от возраста:
С рождения до 2 лет. Необходима стимуляция двигательной активности у младенцев.
С 2 до 5 лет. Основной упор на упражнения для снятия патологически высокого мышечного тонуса.
С 5 до 10 лет. Необходимо корректировать сформированный патологический паттерн движений.
В более старшем возрасте продолжают начатую реабилитационную терапию, направленную на поддержание результата и предотвращение регресса или осложнений.
На фото: реабилитация ДЦП в иммерсионной ванне Медсим
С рождения у всех детей еще нет осознанной координации движений и способности передвигаться. Есть рефлексы, но умения их использовать развиваются с возрастом. Поэтому при ранней диагностике церебральных нарушений важно сразу же приступить к терапии. Это позволит выиграть время и затормозит развитие патологии.
Первая реабилитация детей с ДЦП начинается в роддоме, в отделении патологии новорожденных. Применяются методы комплексного воздействия на мозг и центральную нервную систему малыша.
Ранняя реабилитация при ДЦП направлена на:
снижение отека мозга;
улучшение мозгового кровообращения для обеспечения питания клеток кислородом и питательными веществами;
улучшение трофики тканей.
Новорожденному проводят курс лечебного массажа, используют ортопедические укладки для фиксации конечностей в правильном положении, а также назначают лекарственную терапию. Малыш находится под наблюдением в стационаре 1–3 месяца, после чего его выписывают домой.
Второй этап реабилитации проводится амбулаторно или на дому, он включает:
медикаментозную терапию;
массаж;
ЛФК;
ортопедическую профилактику;
ранние занятия с логопедом;
физиотерапию.
Кроме занятий с ребенком проводится подготовка родителей. Курс направлен на психическую поддержку и обучение навыкам ухода за малышом. Во многих случаях при тяжелых нарушениях маленький пациент направляется в специализированное учреждение — детский интернат.
Методы физической реабилитации больных с ДЦП
Важное условие в терапии детей с детским церебральным параличом — непрерывность лечения. Без ежедневной разработки мышцы быстро возвращаются в предыдущее состояние. Даже небольшой перерыв в занятиях может свести на “нет” достигнутый ранее результат.
Физические упражнения помогают устранить болевой синдром, улучшить кровообращение в поврежденных мышцах, снять отеки и уменьшить контрактуры, улучшить гибкость тела. Сначала это пассивная гимнастика, но со временем ребенок осваивает упражнения и уже может выполнять их сам.
Рассмотрим подробнее физические методы реабилитации ДЦП.
Метод направлен на развитие двигательной активности и улучшение координации, удержание равновесия, обучение ходьбе.
ЛФК заключается в:
гимнастических упражнениях с помощью инструктора;
лечебной танцевальной хореографии;
подвижных играх.
Занятия проводятся в интересной для ребенка форме, помогают развивать внимание, слух, координацию движений, выполнять команды инструктора и учиться самостоятельным действиям. Популярно использование метода Бобата. Она заключается в поэтапном прохождении нейрофизического развития, независимо от возраста. То есть даже взрослые дети наравне с годовалыми проходят обучение с нуля и по нарастающей.
Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Групповые тренировки помогают ребенку социализироваться, влияют на его психоэмоциональное развитие. В результате снижается нервозность и агрессивность в поведении учащихся.
Лечебная физкультура относится к самым длительным мероприятиям восстановления при ДЦП. Ее необходимо выполнять непрерывно, в течение всей жизни.
На фото: реабилитация методом Бобат
Для развития двигательных способностей в физической реабилитации детей с ДЦП кроме ЛФК часто используются дополнительные методы:
плавание;
катание на лошадях;
упражнения на тренажерах.
Лучшего эффекта при выполнении активных упражнений можно добиться у детей старше 5 лет. По результатам ранней реабилитации в этом возрасте, у детей уже есть осознанность происходящего, интерес к самостоятельному выполнению поставленных задач.
Кинезиотерапия положительно действует не только на рефлекторные механизмы, но и на сенсорное развитие, психоэмоциональное воспитание. Это помогает стимулировать мозговую активность, улучшить настроение.
Методики кинезиотерапии помогают укрепить мышечный корсет, улучшить физическое состояние рук и ног, тренировать походку и равновесие.
На фото: реабилитация на иппотренажере Fortis
В раннем возрасте ребенку подбирают ортопедические ботинки с фиксацией конечностей в правильном положении. На время сна используют специальные аппараты для укладки, а в дневное время — гипсовые шины. Ребенок может выполнять физические упражнения с ними.
Ортопедическое лечение помогает:
корректировать деформацию скелета;
уменьшить контрактуры;
создать правильное физиологическое положение тела.
При наличии выраженных контрактур возможно проведение хирургической операции детям с 3 лет.
Использование специальных тренажеров и роботизированной техники позволяет получить более выраженный результат от тренировки, а также более эффективно мотивирует ребенка на занятия.
Преимущества использования робототехники:
тренажеры обеспечивают точность движений, поэтому время занятий используется более рационально;
оказывается целенаправленное воздействие на определенную группу мышц;
упражнения вызывают интерес у ребенка;
большой выбор настроек.
Тренажеры дают возможность проведения индивидуальной терапии, направленной на получение определенного результата, в зависимости от степени поражения ЦНС и мышечной системы.
В целях реабилитации детей с ДЦП используются следующие техники:
Для тренировки передвижения — экзоскелеты, роботизированные системы для восстановления навыков ходьбы, имитаторы ходьбы.
Для разработки нижних конечностей — велотренажеры для активно-пассивной терапии движения ног, аппарат нейростимуляции опорных зон стоп.
Для разработки верхних конечностей — реабилитационные тренажеры для активной или пассивной разработки рук.
Для кинезиотерапии — столы для терапии методом Бобат и Войта, медицинские рельсовые система разгрузки веса и перемещения, тренажеры иппотерапии.
Современные тренажеры реабилитации специально адаптированы под детскую физиологию и психику. Они выполнены в интересном дизайне и ярких цветах, оснащены системами дополненной реальности и игровыми программами, чтобы максимально вовлечь маленьких пациентов в процесс реабилитации и сформировать мотивацию.
На фото: реабилитация с использованием детского экзоскелета ЭкзоАтлет
Изначально заболевание лечат неврологи. Но для комплексного лечения задействовано очень много смежных специалистов. Задача каждого — снизить деструктивные проявления церебральных нарушений и последствия, которые отразились на других органах и системах.
Мультидисциплинарный подход к реабилитации детей с ДЦП подразумевает одновременное участие в лечении нейрохирургов и неврологов, офтальмологов, логопедов, эрготерапевтов, физиотерапевтов, гастроэнтерологов, ортопедов, психологов.
Реабилитация ДЦП - всестороннее развитие и поддержка ребенка, только такой подход является залогом успеха. Комплексные методы всегда дают хороший результат, но на это может уйти много времени и усилий, как со стороны врачей, так и самого ребенка и его родителей.
Физическая реабилитация играет существенную роль в развитии и поддержки двигательной активности, так как главным проявлением церебральных параличей является именно нарушение навыков самостоятельно передвигаться и координировать движения. Использование современных методов по разработке мышц и суставов с помощью робототехники помогает быстрее добиться результата, по сравнению с классическими методами ЛФК.
Кроме того, дети с ДЦП испытывают задержку умственной деятельности, имеют трудности с речью и зрением, восприятием окружающего мира, дефицит общения с другими детьми. Для коррекции данных патологий требуется совместная работа воспитателей, логопедов, офтальмологов, психологов и родителей. Результат реабилитации будет лучше, если ребенок проходит лечение в специализированных медучреждениях в группах с другими такими же пациентами.
Оценить результат и эффективность проведенных мероприятий можно только в динамике. Дети периодически проходят разные виды тестов на уровень развития интеллекта, физиологические пробы для диагностики прогресса в терапии опорно-двигательного, речевого аппарата.
Важно помнить, что ДЦП это тяжелая патология, поэтому для улучшения состояния пациента требуется длительный и упорный труд, результат которого может быть заметен только через годы. Однако при регулярных занятиях и выполнении всех назначений врачей реабилитологов будет виден постепенный прогресс. Во многих случаях, при условии раннего начала реабилитации, ребенка можно научить ходить самостоятельно, выполнять простые действия по самообслуживанию и даже получить образование.