Подборка статей по теме

Методы реабилитации детей с ДЦП

Реабилитация ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, связанное с нервно-мышечной недостаточностью, спровоцированное нарушением развития головного мозга. Может появиться у плода в период беременности, в процессе родов или у ребенка до 3 лет. В зависимости от формы ДЦП может проявляться судорожным спазмом мышц и контрактурой, мышечной слабостью или спастическим параличом, а также в виде изменения скелета, нарушения слуха, речи и зрения. При этом ребенок отстает в умственном развитии, испытывает трудности с передвижением и нуждается в постоянном уходе. 

Виды детского церебрального паралича

Заболевание классифицируют по типам, форме проявления и степени тяжести нарушения мозговой активности.

Основные типы ДЦП:

  • спастический — сильная скованность движений конечностей с образованием контрактур;

  • атетоидный — сопровождается неконтролируемой двигательной активностью разных частей тела;

  • атаксический — связан с глубоким нарушениями функций головного мозга, умственными отклонениями.

Чаще всего диагностируется спастический тип (более 70%), атетоидный встречается реже (20%) и примерно 5 – 10% на все клинические случаев приходится атаксический тип ДЦП.

По форме проявления и области нарушений церебральный паралич можно объединить в несколько групп:

  • спастическая диплегия — связана с повышенным тонусом мышц ног;

  • двойная гемиплегия — мышечный спазм в руках;

  • гиперкинетическая форма — сильное напряжение мышц с непроизвольным подергиванием, невнятная речь;

  • гемиплегическая форма — односторонний паралич, нарушение психического развития;

  • атонически-астеническая форма — выраженная слабость мышц, психические отклонения, затруднение речи, отсутствие координации движений.

Принято выделять три стадии детского церебрального паралича: раннюю, начальную хроническую и позднюю резидуальную.

По оценке моторных функций различают несколько уровней состояния детей с ДЦП:

  • Ребенок может ходит самостоятельно.

  • Передвигается, но с трудностями.

  • Ходит с опорой на ходунки, трость.

  • Ребенок не ходит самостоятельно, но сидит с опорой.

  • Полное отсутствие двигательной функции, ребенок не способен самостоятельно изменить положение тела.

Первые проявления отклонений могут быть выявлены сразу после рождения или в первые годы жизни, в зависимости от причины развития патологии. ДЦП может развиться, как от нарушения внутриутробного развития, так и от родовой травмы.

В первые годы жизни даже у ранее здорового малыша может появиться ДЦП, как осложнение перенесенной инфекционной болезни. Эффективность лечения зависит от своевременно принятых мер по остановке нарушений и восстановлению мышечной и мозговой активности.

Picture background

Реабилитация детей с ДЦП: особенности

При детском церебральном параличе основной метод лечения — это реабилитация. Комплекс мер направлен на:

  • стимулирование развития функций, которые протекают с задержкой;

  • снятие или повышение мышечного тонуса;

  • разработку мелкой моторики;

  • силовую тренировку (с целью развития возможности передвигаться без посторонней помощи);

  • обучение навыкам самообслуживания;

  • психологическую коррекцию.

Основной залог успеха в адаптации — это ранняя физическая реабилитация детей с ДЦП. Запущенные формы патологии по мере роста ребенка очень трудно поддаются коррекции. Прогноз заболевания более благоприятный, если начать терапию с первого года жизни. Кроме физической реабилитации дети проходят обучение в специализированных группах, где даются уроки самообслуживания, проводится работа по психическому развитию и воспитанию.

Цель тренировок — научить ребенка самостоятельности, по максимуму развить его физические и интеллектуальные возможности. Важно понимать, что реабилитация при ДЦП — долгий процесс. Однако ее обязательно нужно проводить, чтобы улучшить качество жизни ребенка и его самочувствие.

Подборка статей по теме (место для вывода блока в теле текста)

Реабилитация ДЦП: принципы

Детский церебральный паралич связан с нарушением работы мозга. Однако симптомы у детей сначала проявляются в нарушении двигательной активности, интеллектуальные отклонения будут заметны позже. Поэтому в ранней реабилитации ДЦП необходимо разрабатывать сначала опорно-двигательный аппарат, а затем — проводить воспитательную работу.

Комплексные восстановительные мероприятия проходят на базе медучреждения профильного типа или в санатории. Главные принципы реабилитации:

  • коррекция двигательного дефекта — обучение навыкам передвижения, ходьбы, посещения туалета, а также тренировка глотания, жевания;

  • эмоциональное развитие — стимуляция органов чувств через игры, уроки музыки, рисование;

  • социальная адаптация — общение с другими детьми;

  • развитие интеллектуальных способностей через обучение в игровой форме;

  • психическая мотивационная реабилитация — для более здоровых детей, которые осознают свое положение и эмоционально страдают от него.

Важен мультидисциплинарный подход к лечению и правильная реабилитация детей с ДЦП, поэтому к занятиям нужно приступать как можно раньше.

Диагностика при ДЦП

Диагноз устанавливает врач невролог. Если нарушение произошло в период беременности или родов, неонатолог может провести первую диагностику. В случае более позднего появления симптомов ДЦП, для осмотра необходимо обратиться к педиатру.

В процессе обследования младенцев врач оценивает уровень двигательной активности, состояние рефлексов, возможность держать головку, опираться на руки и ноги. В более старшем возрасте также проводятся тесты для оценки интеллектуальных возможностей ребенка.

Степень поражения нервной и мышечной системы можно определить с помощью ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга. Для оценки развития слуха, речи и зрения проводятся функциональные тесты. На основании результатов врач подбирает методы реабилитации при ДЦП.

Picture background

Виды терапии

Методы реабилитации ДЦП включают несколько видов:

  • Медикаментозную терапию — инъекции ботулотоксина в напряженные мышцы, прием нейропрепаратов и других вспомогательных средств.

  • Лечебный массаж — для нормализации тонуса мышц.

  • Физическую реабилитацию — лечебная гимнастика и упражнения на роботизированных аппаратах для обучения балансу и координации движений, ходьбе.

  • Физиотерапевтические процедуры — аппаратные методы физиотерапии для воздействия на нервные импульсы и улучшение трофики мышечной ткани.

  • Ортопедическое лечение — воздействие на контрактуры и расслабление мышц при помощи наложения шин на конечности, специальных укладок для сна, ношение ортопедической обуви.

  • Трудотерапию — воспитательные и обучающие программы для навыков самообслуживания.

  • Занятия с логопедом — развитие артикуляции для обучения речи, понимания окружающих, коммуникации с другими людьми.

  • Музыкальную терапию — необходима для снятия стресса, эмоционального развития, разработки мелкой моторики.

  • Сенсорную терапию — занятия для улучшения чувствительности пораженных частей тела.

  • Оккупационную терапию — обучение детей самостоятельно одеваться, проводить туалет, использовать разные бытовые приборы.

  • Психологическую помощь — занятия с психотерапевтом для улучшения психоэмоционального фона, мотивации к лечению, поднятия собственной самооценки.

Методы психической, эмоциональной и воспитательной реабилитации одинаково эффективны в любом возрасте. Однако физические занятия проводятся с учетом степени поражения мышечной ткани, фактического состояния.

Этапы реабилитации

Физическая реабилитация детей с церебральными параличами проводится поэтапно, в зависимости от возраста:

  • С рождения до 2 лет. Необходима стимуляция двигательной активности у младенцев.

  • С 2 до 5 лет. Основной упор на упражнения для снятия патологически высокого мышечного тонуса.

  • С 5 до 10 лет. Необходимо корректировать сформированный патологический паттерн движений.

В более старшем возрасте продолжают начатую реабилитационную терапию, направленную на поддержание результата и предотвращение регресса или осложнений.

Иммерсионная ванна Медсим

На фото: реабилитация ДЦП в иммерсионной ванне Медсим

Ранняя реабилитация у новорожденных

С рождения у всех детей еще нет осознанной координации движений и способности передвигаться. Есть рефлексы, но умения их использовать развиваются с возрастом. Поэтому при ранней диагностике церебральных нарушений важно сразу же приступить к терапии. Это позволит выиграть время и затормозит развитие патологии.

Первая реабилитация детей с ДЦП начинается в роддоме, в отделении патологии новорожденных. Применяются методы комплексного воздействия на мозг и центральную нервную систему малыша.

Ранняя реабилитация при ДЦП направлена на:

  • снижение отека мозга;

  • улучшение мозгового кровообращения для обеспечения питания клеток кислородом и питательными веществами;

  • улучшение трофики тканей.

Новорожденному проводят курс лечебного массажа, используют ортопедические укладки для фиксации конечностей в правильном положении, а также назначают лекарственную терапию. Малыш находится под наблюдением в стационаре 1–3 месяца, после чего его выписывают домой.

Второй этап реабилитации проводится амбулаторно или на дому, он включает:

  • медикаментозную терапию;

  • массаж;

  • ЛФК;

  • ортопедическую профилактику;

  • ранние занятия с логопедом;

  • физиотерапию.

Кроме занятий с ребенком проводится подготовка родителей. Курс направлен на психическую поддержку и обучение навыкам ухода за малышом. Во многих случаях при тяжелых нарушениях маленький пациент направляется в специализированное учреждение — детский интернат. 

Методы физической реабилитации больных с ДЦП

Важное условие в терапии детей с детским церебральным параличом — непрерывность лечения. Без ежедневной разработки мышцы быстро возвращаются в предыдущее состояние. Даже небольшой перерыв в занятиях может свести на “нет” достигнутый ранее результат.

Физические упражнения помогают устранить болевой синдром, улучшить кровообращение в поврежденных мышцах, снять отеки и уменьшить контрактуры, улучшить гибкость тела. Сначала это пассивная гимнастика, но со временем ребенок осваивает упражнения и уже может выполнять их сам.

Рассмотрим подробнее физические методы реабилитации ДЦП.

Лечебная физкультура

Метод направлен на развитие двигательной активности и улучшение координации, удержание равновесия, обучение ходьбе.

ЛФК заключается в:

  • гимнастических упражнениях с помощью инструктора;

  • лечебной танцевальной хореографии;

  • подвижных играх.

Занятия проводятся в интересной для ребенка форме, помогают развивать внимание, слух, координацию движений, выполнять команды инструктора и учиться самостоятельным действиям. Популярно использование метода Бобата. Она заключается в поэтапном прохождении нейрофизического развития, независимо от возраста. То есть даже взрослые дети наравне с годовалыми проходят обучение с нуля и по нарастающей.

Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Групповые тренировки помогают ребенку социализироваться, влияют на его психоэмоциональное развитие. В результате снижается нервозность и агрессивность в поведении учащихся.

Лечебная физкультура относится к самым длительным мероприятиям восстановления при ДЦП. Ее необходимо выполнять непрерывно, в течение всей жизни.

Ботат и войта

На фото: реабилитация методом Бобат

Кинезиотерапия

Для развития двигательных способностей в физической реабилитации детей с ДЦП кроме ЛФК часто используются дополнительные методы:

  • плавание;

  • катание на лошадях;

  • упражнения на тренажерах.

Лучшего эффекта при выполнении активных упражнений можно добиться у детей старше 5 лет. По результатам ранней реабилитации в этом возрасте, у детей уже есть осознанность происходящего, интерес к самостоятельному выполнению поставленных задач.

Кинезиотерапия положительно действует не только на рефлекторные механизмы, но и на сенсорное развитие, психоэмоциональное воспитание. Это помогает стимулировать мозговую активность, улучшить настроение.

Методики кинезиотерапии помогают укрепить мышечный корсет, улучшить физическое состояние рук и ног, тренировать походку и равновесие.

На фото: реабилитация на иппотренажере Fortis

Ортопедическое лечение при ДЦП

В раннем возрасте ребенку подбирают ортопедические ботинки с фиксацией конечностей в правильном положении. На время сна используют специальные аппараты для укладки, а в дневное время — гипсовые шины. Ребенок может выполнять физические упражнения с ними.

Ортопедическое лечение помогает:

  • корректировать деформацию скелета;

  • уменьшить контрактуры;

  • создать правильное физиологическое положение тела.

При наличии выраженных контрактур возможно проведение хирургической операции детям с 3 лет.

Современные методы реабилитации церебральных параличей с помощью робототехники

Использование специальных тренажеров и роботизированной техники позволяет получить более выраженный результат от тренировки, а также более эффективно мотивирует ребенка на занятия.

Преимущества использования робототехники:

  • тренажеры обеспечивают точность движений, поэтому время занятий используется более рационально;

  • оказывается целенаправленное воздействие на определенную группу мышц;

  • упражнения вызывают интерес у ребенка;

  • большой выбор настроек.

Тренажеры дают возможность проведения индивидуальной терапии, направленной на получение определенного результата, в зависимости от степени поражения ЦНС и мышечной системы.

В целях реабилитации детей с ДЦП используются следующие техники:

Современные тренажеры реабилитации специально адаптированы под детскую физиологию и психику. Они выполнены в интересном дизайне и ярких цветах, оснащены системами дополненной реальности и игровыми программами, чтобы максимально вовлечь маленьких пациентов в процесс реабилитации и сформировать мотивацию.

Picture background

На фото: реабилитация с использованием детского экзоскелета ЭкзоАтлет

Какие врачи принимают участие в реабилитации детей с ДЦП

Изначально заболевание лечат неврологи. Но для комплексного лечения задействовано очень много смежных специалистов. Задача каждого — снизить деструктивные проявления церебральных нарушений и последствия, которые отразились на других органах и системах.

Мультидисциплинарный подход к реабилитации детей с ДЦП подразумевает одновременное участие в лечении нейрохирургов и неврологов, офтальмологов, логопедов, эрготерапевтов, физиотерапевтов, гастроэнтерологов, ортопедов, психологов.

Результаты реабилитационных мероприятий

Реабилитация ДЦП - всестороннее развитие и поддержка ребенка, только такой подход является залогом успеха. Комплексные методы всегда дают хороший результат, но на это может уйти много времени и усилий, как со стороны врачей, так и самого ребенка и его родителей.

Физическая реабилитация играет существенную роль в развитии и поддержки двигательной активности, так как главным проявлением церебральных параличей является именно нарушение навыков самостоятельно передвигаться и координировать движения. Использование современных методов по разработке мышц и суставов с помощью робототехники помогает быстрее добиться результата, по сравнению с классическими методами ЛФК.

Кроме того, дети с ДЦП испытывают задержку умственной деятельности, имеют трудности с речью и зрением, восприятием окружающего мира, дефицит общения с другими детьми. Для коррекции данных патологий требуется совместная работа воспитателей, логопедов, офтальмологов, психологов и родителей. Результат реабилитации будет лучше, если ребенок проходит лечение в специализированных медучреждениях в группах с другими такими же пациентами.

Оценить результат и эффективность проведенных мероприятий можно только в динамике. Дети периодически проходят разные виды тестов на уровень развития интеллекта, физиологические пробы для диагностики прогресса в терапии опорно-двигательного, речевого аппарата.

Заключение

Важно помнить, что ДЦП это тяжелая патология, поэтому для улучшения состояния пациента требуется длительный и упорный труд, результат которого может быть заметен только через годы. Однако при регулярных занятиях и выполнении всех назначений врачей реабилитологов будет виден постепенный прогресс. Во многих случаях, при условии раннего начала реабилитации, ребенка можно научить ходить самостоятельно, выполнять простые действия по самообслуживанию и даже получить образование.  


Подборки статей по тегам

Реабилитация
Клиническая статья
Физиотерапия
Спорт
Гериатрия
Кейс
Отзывы
Остеохондроз
Инсульт
Детская реабилитация

Читайте также

Костюм сверхчеловека: что такое медицинский экзоскелет и зачем он нужен
14.05.2024
Что такое грудной остеохондроз и методы его лечения
29.03.2024
Что такое велоэргометрия: показания и противопоказания, методика проведения
27.04.2024
Интеллектуальная терапия или как «интеллект» борется со старением человека
12.07.2018
Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка — обоснование создания нового поколения гипоксикатора — ГИПО-ОКСИ-1
12.05.2021
Сравнение лазерной терапии высокой интенсивности и ультразвуковой терапии при лечении пациентов с поясничной дископатией
16.08.2017
Деменция у пожилых людей: симптомы, стадии и лечение
17.04.2024
Эффективность лечения детей с двигательными расстройствами на аппарате АРТРОМОТ
31.05.2021
Опыт применения пассивной механотерапии на аппарате «АРТРОМОТ» при повреждениях и тугоподвижности коленного сустава
31.05.2021
Отзыв Ассоциации развития реабилитации, физиотерапии и абилитации о технологии Tecar-терапии «Hi-TENS от R-Shock»
17.01.2024

уже работают с нами

Посмотреть все
ФГБУ ТЦ сборных команд России «Озеро Круглое», д. Агафониха
ГБУ «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации имени Л.И. Швецовой», г. Москва
ФГБУ Санаторий «Заря» Управления делами Президента Российской Федерации, г. Кисловодск
МЦ «Медси», г. Москва
СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», г. Сестрорецк
ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр» ФМБА России, г. Ессентуки
ГБУ «Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины», г. Якутск
ФБУН «ЕМНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий», г. Екатеринбург
ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер», г. Волгоград
ФК «Зенит», г. Санкт-Петербург
ХК «СКА», г. Санкт-Петербург
МЦВЛ «Клиника реабилитации академика Лядова», г. Москва
ФГАУ «Лечебно-реабилитационный центр» МЗ РФ, г. Москва
КОГБУЗ ККДЦ «Поликлиника № 7», г. Кировск
ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», г. Казань
ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург
НИИ «Научный центр неврологии», г. Москва
ФГБНУ ВСИМЭИ г. Ангарск
СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница», г. Санкт-Петербург
СПб ГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия», г. Санкт-Петербург
Заказать звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам
Вы интересуетесь для:
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Стать частью команды
Отправьте своё резюме и мы перезвоним вам
Прикрепите резюме
    Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности