Основатель и генеральный директор ГК «Здоровый мир», в которую входит REAMED, Ровшан Махмудов дал интервью на Youtube канале Михаила Бакунина, основателя бизнес-школы Kogio. Врач и эксперт в области медицинской техники поделился своим опытом в создании успешного медицинского производства, разъяснил разницу в подходах push и pull в бизнесе и дал несколько советов начинающим предпринимателям.
Для Ровшана путь в производство медицинской техники начался в 2004 году с приборов для гинекологии кольпоскопов. За несколько лет небольшое узкоспециализированное производство выросло в масштабное предприятие широкого профиля. На данный момент группа компаний «Здоровый мир» занимается продажей и производством реабилитационного оборудования для оснащения государственных и частных учреждений лечебно-восстановительного профиля.
Совет 1: Изучить базовую потребность рынка и выйти на конечных потребителей
Многолетнее сотрудничество с ведущими производителями российского и зарубежного оборудования и регулярное общение с врачами помогло Ровшану понять незакрытые потребности медицинского рынка и дало толчок для разработки новых технологий. В маркетинге данный подход называют pull (от англ. тянуть) – когда предложение продавца формируется в ответ на запрос потребителя. Это возможно только после детального изучения рынка и тесного взаимодействия с клиентами. Такой подход потребует от предпринимателя времени и ресурса, но обезопасит от производства невостребованного товара.
Совет 2: Быть готовым к забегу на длинную дистанцию
Бизнес – это всегда марафон. Для предпринимателя важно оставаться оптимистом на всех этапах становления рынка и компании. К примеру, сфера реабилитации долгое время не получала должной поддержки со стороны государства. Во время пандемия стала понятна важность комплексных восстановительных мероприятий после болезни для возвращения к работе и привычному образу жизни. Благодаря этому последние несколько лет реабилитация находится в фазе подъема, и большие финансовые ресурсы выделяются для развития этой сферы в России. Ровшан, который уже много лет находился в бизнесе, смог быстро отреагировать на спрос и инвестировать в расширение производства.
Совет 3: Стремиться повышать автономность
Кризис февраля 2022 года показал, как важно быть независимым от внешних факторов. Медицинское оборудование является высокотехнологичным и многие комплектующие поставлялись на заказ из стран Европы. Разрушение логистических цепочек потребовало перестроить бизнес процессы и перераспределить инвестиции. В результате Ровшан принял решение наладить собственное производство двигателей и других запчастей.
Совет 4: Взаимодействовать с экспертами
Ровшан отмечает важность работы в связке с инноваторами и экспертами по конечному продукту. Для медицинского оборудования – это профессора и академики с опытом в реабилитации и прогрессивными идеями. Так тесное взаимодействие с реабилитологом, академиком РАН Константином Лядовым вылилось в создание уникальной реабилитационной дорожки им. Лядова.
Совет 5: Собрать команду единомышленников
Для того чтобы создать что-то новое, важно окружить себя правильными людьми. Опираясь на многолетний опыт в производстве, Ровшан пришел к выводу, что во главе команды должен быть идейный вдохновитель, который искренне верит в продукт и готов вести за собой. Вторым неотъемлемым звеном являются опытные специалисты в узких производственных областях. В целом для успеха всего предприятия команду должно объединять желание создавать что-то новое и помогать людям.